списки

СПИСОК ЮРОДИВЫХ
и
их жизнеописания


Юродивыми на Руси называли людей, принимавших на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных.
ДВЕ СВОБОДЫ НА РУСИ - ЛИБО БЫТЬ РАЗБОЙНИКОМ, ЛИБО - ЮРОДИВЫМ

Исидора Тавеннийская (IV век) - одна из первых юродивых
(также Исидора Тавенская или Исидора Египетская) — монахиня Тавеннийского христианского монастыря в Египте. Она покрывала свою голову старым тряпьём и вела себя таким образом, что долгое время считалась душевнобольной среди других обитательниц монастыря. Вследствие этого святая терпела насмешки и унижения... читать далее
Фома Сирийский (VI век)
Будучи иноком в одном из сирийских монастырей, святой Фома нес послушание по сбору на нужды своего монастыря и часто бывал в Антиохии, где принимал на себя подвиг юродства. Предсказав свою кончину, преподобный занемог и скончался в г. Дафни, где и был погребен... читать далее
Симеон Юродивый (умер в 580 г.) - монах, отшельник и юродивый, живший в Сирии.
... два молодых человека, Симеон и Иоанн, поклонившись святым местам, решили остаться на Святой Земле, подвизаясь в отшельничестве. После 29 лет подвига Симеон говорит Иоанну: "Брат, что за польза нам долее оставаться в этой пустыне? Послушайся меня, встань и уйдем, чтобы спасти также и других... Истинно, я не останусь, но, одетый силою Христовою, пойду, чтобы смеяться над миром"... читать далее
Андрей Константинопольский (Цареградский) Андрей Цареградский (X век, умер в 936 г.)
Андрей, по происхождению славянин, был рабом богатого телохранителя Феогноста из Константинополя... (читать дальше)
Исаакий Печерский, фреска В.Васнецова во Владимирском соборе, г. Киев Исаакий Печерский († 1090) - первый известный юродивый на Руси, монах Киево-Печерского монастыря
В миру был богатым купцом, родом торопчанин, по имени Чернь. По неизвестным причинам раздал всё своё имущество нищим, пришёл в Киев и принял постриг от преподобного Антония. Семь лет провёл в затворе и, как повествует житие, не выдержав дьявольского искушения, тяжело заболел. После выздоровления принял на себя подвиг юродства... читать далее
Прокопий Устюжский Прокопий Устюжский (? - † 1303) - Считается первым из известных юродивых на территории нынешней России.
... прибыл он на корабле, груженном очень большим богатством, в Великий Новгород с остальными своими спутниками-латинянами (по купеческому обычаю приезжали они сюда каждый год; с ними же - и святой Прокопий). И видит он в Великом Новгороде истинную христианскую православную веру, ибо сияет она в мире, как солнце, множество прекрасных церквей, поклонение святым иконам, слышит великий звон и святое пение и чтение святых книг, множество монастырей, построенных около Новгорода и весьма обилующих монашеским чином. И после того, что увидел, он и понял, снизошла на него Божья благодать. И с тех пор всей душой и сердцем своим устремился к истинной Христовой вере и начал печься о ней и радеть всем существом своим день и ночь, как бы ему свершить истинный подвиг Бога ради. читать далее
Максим Кавсокаливит Максим Кавсокаливит († 1354)
... В семнадцатилетнем возрасте он оставил родительский дом, принял монашество и проходил послушание у лучшего духовного наставника Македонии - старца Марка. По кончине наставника преподобный подвизался под руководством нескольких пустынных отцов чрезвычайно строгой жизни. Прибыв в Константинополь, преподобный Максим постоянно находился при Влахернском храме Пресвятой Богородицы, как бы поселившись в притворе. Чтобы скрыть молитвенные и постнические подвиги и избежать славы, преподобный вел себя как юродивый... читать далее
Федор Новгородский Феодор Новгородский († 1392)
... родился в Новгороде и в юных летах был обучен чтению книг. Он рано начал любить благочестие — в среду и пятницу строго постился и постоянно посещал храм Божий. По примеру великих юродивых Востока, он избрал для спасения своего путь юродства.
Не имея нигде постоянного жилья, он в морозы ходил босым и полунагим; все, что получал от людей, он раздавал бедным, а сам во всем имел нужду; ветреная молодежь смеялась над ним, но он спокойно все переносил и терпел даже побои. Когда другие спали, Ф обходил храмы города и молился. Так протекала его жизнь... читать далее
Василий Блаженный Василий Блаженный (1468-1552)
... Василий родился, по преданию, на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его Иаков и Анна были из простых, и когда отрок вырос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. Во время учения блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его необыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносить их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. читать далее
Максим Московский († 1434)
Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению, добровольно, Христа ради, приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. «Хоть люта зима, но сладок рай», — говорил он, поучая всех терпению и перенесению житейских невзгод.
Юродивые обычно не обращали внимание на свой внешний вид, потому их легко можно было узнать по рваному рубищу или наготе. Они в буквальном смысле следовали словам Иисуса: "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться" (Мф. 6.25). Максим Юродивый любил говаривать: "Хоть люта зима, да сладок рай", бегал раздетым по зимним московским улицам. Безрассудное по нормам здравого смысла пренебрежение самыми элементарными средствами человеческого самосохранения - одеждой, жильём, трудом ради пропитания - означало для окружающих, что юродивый целиком сосредоточен на заботах о душе и всецело вверил в себя Божественному попечению. читать далее
Исидор Ростовский Исидор Ростовский (Твердислов) († 1474)
... Исидор (или Сидор) пришел на Русь с запада, из "латинских" стран, и принадлежал к знатному роду, что было вполне реальным, однако какая западноевропейская страна была родиной юродивого, неизвестно. Он жил и умер в Ростове, и с его именем связано строительство Вознесенской церкви, сначала деревянной, а при Иване Грозном, в 1566 г., - каменной, сохранившейся до сих пор среди древних земляных валов и больше известной под именем церкви Исидора Блаженного ... читать далее
Михаил Клопский Михаил Клопский († 1453)
... православный монах, святой Русской церкви, юродивый. Родственник князя Дмитрия Донского (по одной из версий, внук его боярина Боброка). Отказавшись от богатства и власти, Михаил принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришёл в Клопский монастырь (в пятнадцати верстах от Новгорода).
Проведя около 44 лет в Клопском монастыре, святой был примером аскетического монашеского подвига и строгого соблюдения устава, согласно житию, обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего, невзирая на лица. Скончался в 1453 или 1456 году. читать далее
Моление Прокопия и Иоанна Устюжских иконе Благовещения Иоанн († 1494) - устюжский юродивый
Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец, родился в селе Пухово близ Старого Устюга от благочестивых родителей Саввы и Марии. Старший его брат Иродион был живым подобием своего отца, которому помогал во всех его занятиях, что доставляло родителям величайшее удовольствие. Но второй их сын Иоанн почти с самого младенчества начал обнаруживать в себе что-то необыкновенное, непонятное и нисколько не походил на других детей. читать далее
Иаков Боровичский Иаков Боровичский († 1540) - боровицкий и новгородский чудотворец
Сведений о жизни Иакова не сохранилось, предание называет его благочестивым судовщиком и юродивым, который был убит громом около 1540 года. Житие сообщает, что в этот год на третий день Пасхи к новгородскому селению Боровичи по реке Мсте приплыла льдина с дубовой колодой (гробом), в которой лежало тело юноши... читать далее
Николай Псковский с царем Иваном Грозным Николай Псковский (Николка Салос) († 1576)
Блаженный Николай родился и подвизался в Пскове. Из его жизни передают в особенности следующий замечательный случай. В то время царь Иоанн Грозный ходил с великой ратью на Новгород, чтобы наказать его за измену московскому государству. Наказав лютыми казнями новгородцев, царь хотел то же самое сделать и с Псковом, который издавна слыл другом Новгорода, был его "меньшим братом". Но милостивый Господь, не желая напрасного пролития неповинной крови псковитян, вложил в сердце Своему угоднику Николаю юродивому и князю Псковскому Юрию смягчить сердце царя. По их совету, псковитяне перед каждым домом поставили столы с солью и хлебом. Когда царь шел по городу, то жены граждан с детьми и сами граждане Пскова стояли на коленях. Такая покорность утишила гнев жестокого Иоанна. Царь вошел в собор, где духовенство встретило его с крестами, а потом посетил убогую келию блаженного Николая юродивого, который не побоялся обличить жестокого царя. Николай встретил царя с куском сырого мяса в руках, которое и предложил Иоанну. Изумленный Иоанн сказал юродивому:
- Я христианин, и не ем мяса в великий пост.
- Ты делаешь хуже, - ответил ему Николай, - ибо пьешь кровь человеческую, забывая не только пост, но и Бога... читать далее
Иоанн Власатый Иоанн Милостивый ("Власатый"); (ростовский чудотворец) - (? - † 1581)
Угодник Божий появился в Ростове в 1571 году, «в лета благочестивого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и при его царских детях царевичах Иване и Феодоре». Откуда же пришел он в Ростов? «Бог весть»,– замечает автор жития. Был он «добророден и благозрачен, и благолепием украшен и кротостию, и смиренномудрием преисполнен». Он имел темно-русые волосы, большую бороду, поверх власяницы, по-монашески, носил мантию.
Подвижник непрестанно молился – день и ночь и, как сказано в житии, «греческим речением», то есть на иностранном языке. При нем была латинская Псалтирь, скорее всего святой был иностранцем, принявшим в Ростове Православие. Он не имел пристанища, кроме церковных притворов и папертей. читать далее
Симеон Юрьевецкий блаженный Симон Блаженный († 1584) - святой из Юрьевца Поволжского.
Родился в первой половине XVI в. в деревне Братское, ныне село Оделево Приволжского района Ивановской области; умер 17.11.1584 в городе Юрьевец Ивановской области. С юных лет он принял на себя подвиг юродства и тайно ушел в глухие леса. Позже поселился в доме священника о. Иосифа в с. Ёлнать. Прожил здесь 15 лет. Затем переселился в город Юрьевец, где после кончины и был погребен в Богоявленском монастыре. Обладал даром прозрения: многое предвидел и предсказывал будущее. О пророчествах и чудесах блаженного и поныне ходят легенды... читать далее
Василий Блаженный и Иоанн Московский (Большой Колпак) Иоанн Большой Kолпак (Иоанн Московский) (? - 1589) - московский юродивый
... Подвизался в Москве при царе Феодоре Иоанновиче. В Москве он был пришельцем. Родом из вологодских краев, он работал водоносом на северных солеварнях. Все бросив и переселившись в Ростов Великий, Иоанн построил себе келью около церкви, покрыл тело веригами и тяжелыми кольцами, выходя же на улицу, всегда надевал колпак, отчего и получил свое прозвище. Иоанн часами мог смотреть на солнце - это было его любимое занятие - помышляя о "праведном солнце". Дети смеялись над ним, но он не сердился на них. читать далее
Киприан Суздальский († 1622)
По рукописным святцам, «святой блаженный Киприан, Христа ради юродивый, бысть в Воскресенском селе на Увоти реке, Суздальский чудотворец, преставися в лето 7130 октября во второй день», следовательно, в 1622 г. Блаженный Киприан жил на небольшом острове при устье р. Уводи (в Ковровском уезде), а в воскресные в праздничные дни приходил молиться в храм села Воскресенского. Место, где пребывал он, в семи верстах от Воскресенского, известно ныне под именем пустыни Киприановой, а ямы местности называются пещерами Киприана. Иначе, это памятники подвижничества его, тогда как для большинства казался он малоумным или простаком. читать далее
Прокопий Вятский Прокопий Вятский (1578-1627)
Блаженный Прокопий был современником пр. Трифона Вятского. Спасение души приобретал он добровольным юродством. - В те времена не мало являлось с именем юродивых. - Но на каждом пути спасения нужны чистота намерений и верность совести до смерти. Иначе патр. Иоасаф I в 1636 г. жаловался на юродивых: «иные ходят, писал он, в образе пустынническом и в одеждах черных и веригах, растрепав волосы», но не для Господа и не во Господе. И собор 1667 г. осуждал таких же людей: «иже мнятся благоговейни быти, не суть же таковы, живут посреди градов и сел в образе отшельника и затворника, волосаты, и в монашеской свитце, иные же и в железах скованы, такожде наги и босы ходят по городам и селам в мире, тщеславия ради, да воспримут славу от народа и да почитают их за святых, ко прелести простым и невеждам. - Гибель душе, а не спасение, когда облекаются в образ благочестия с тем только, чтобы свободнее питать свои страсти. Не спасаются и тогда, когда, начав дело духом, оканчивают плотью. Претерпевший до конца спасается. читать далее
Косма Верхотурский Косма Верхотурский († 8 декабря 1680, Верхотурье) - уральский юродивый
Блаженный Косма был родом из города Верхотурья. Носил фамилию Немтчинова (или Немтикова) и проживал в доме родителей. Его отец был переселенцем из Великого Устюга, а в Верхотурье занимался торговлей. Мать блаженного Космы была дочерью священника. С детства Косма страдал болезненностью ног и ходил на костылях. Юродствовать он начал с ранних лет; часто по ночам уходил из дома помолиться. Как и большинство юродивых, подвергался он преследованиям городских мальчишек. Однажды летом его видели убегающим от швырявших в него камнями преследователей. Встретившуюся ему на пути реку он тогда перешел «аки по суху». читать далее
Иоанн Верхотурский Иоанн Верхотурский (XVII век) - сибирский юродивый
Сведения о юродивом Иоанне крайне скудны. Агиолог Сергий (Спасский) называет его Верхотурским и Сибирским чудотворцем и относит время его жизни к XVII веку. По этой причине Иоанна считают современником другого верхотурского юродивого – Космы. По другой версии под именем Ионна Верхотурского следует понимать монаха Иону, основавшего в 1604 году Верхотурский Николаевский монастырь. читать далее
Стахий († до 1690) - ростовский юродивый.
Афанасий (Стахий), блж., Христа ради юродивый, Ростовский упоминается в «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.), в рукописном каноннике XVIII в., происходящем из Ростова (собр. А. А. Титова), в к-ром сообщаются краткие сведения о ростовских святых. Житие Афанасия не было составлено, отдельные сведения о блаженном сохранились в устном предании среди жителей Ростова, где его почитание было велико. А. (по нек-рым рукописям, Стахий) жил в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления Господня мон-ре, когда Ростовским митрополитом был Иона (Сысоевич); 1652-1690). А. был очень любим и почитаем митр. Ионой, часто присутствовал за трапезой архиерея. Однажды митрополит, занимавшийся постройкой церквей и зданий Ростовского кремля, был очень расстроен тем, что работы по его указанию не выполнили, на что А. сказал: «Ах Иона, Иона! Что ты хлопочешь? В твоих постройках и церквах по времени одни воробьи будут жить!» читать далее
Алексий Стефанович Алексий Стефанович (Борисо-Глебский) (17??- 1781)
Блаженный Алексий Стефанович, Христа ради юродивый Борисо-Глебский, похоронен рядом со святителем Тихоном, архиепископом Ростовским и Ярославским. Тридцать два года он нес в Борисо-Глебской обители один из тяжелейших подвигов христианства — подвиг юродства.
Блаженный Алексий был родом из Ростова, духовного звания. Сначала он был певчим митрополичьего хора в Ростове при митрополите Арсении Мацеевиче, а потом чтецом в Ростовском женском монастыре. В 1749 году «за шалости и непотребства, чинимые им в малоумстве, доколе в совершенное состояние не придет, прислан в Борисо-Глебский монастырь для содержания». читать далее
Ефросиния Колюпановская Евфросиния Колюпановская (ок. 1758-1855)
(в миру - Евдокия Григорьевна Вяземская) - православная подвижница. Княжна из рода Вяземских, фрейлина императрицы Екатерины II. Желая посвятить себя Богу, тайно оставила двор, инсценировав свою смерть, и стала юродивой.
Сведения о жизни Евфросинии в миру крайне скудны. Родилась она около 1758 года в семье князя Григория Ивановича Вяземского (представитель младшей ветви рода князей Вяземских). Княжна Евдокия в 1776 году стала выпускницей первого выпуска воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже - Смольный институт) и была пожалована во фрейлины ко двору императрицы Екатерины II... читать далее
Иван Корейша Иван Корейша (1783-1861)
Точных данных о месте рождения Ивана Яковлевича Корейши не имеется. Известно, что он родился в семье священника Смоленской губернии Якова Корейши. Его отец - Яков Корейша стал священником села Иньково Поречского уезда Смоленской губернии, отказавшись от дворянского звания. Позднее он священствовал в самом Смоленске, где и скончался и был похоронен в Спасо-Преображенском Авраамиевом монастыре. По одним данным, Иван Яковлевич родился приблизительно в 1780 году, по уточнённым данным - 8 сентября старого стиля 1783 года. Будучи одарённым ребёнком, в возрасте десяти лет Иван поступил сразу во второй класс уездного училища. Из училища в 1796 году он был переведён в Смоленскую духовную семинарию, в которой обучался по 1803 год. читать далее
Ксения Петербургская Ксения Петербургская (конец XVIII - начало XIX века)
К числу лиц истинно-юродивых Христа ради, к числу истинно-блаженных, прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования и всецело посвятивших себя на служение Господу Богу, бесспорно принадлежит и столь всем известная и глубоко чтимая подвижница XVIII века Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище в Петербурге.
К великому прискорбию всех почитателей рабы Божией Блаженной Ксении, память народная не сохранила нам решительно никаких известий о том, кто была Ксения по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. Можно лишь с вероятностью предполагать, что по происхождению своему Ксения была рода не простого, ибо была она замужем за Андреем Феодоровичем Петровым, состоявшим в ранге полковника и служившим придворным певчим. читать далее
Домна Томская Домна Томская (начало XIX века - 16 (28) декабря 1872) - томская блаженная
Согласно ревизским сказкам Домна Карповна родилась в Полтавской губернии и, рано осиротев, воспитывалась тёткой. Получила хорошее образование, владела несколькими иностранными языками. Избегая замужества, ушла из дома и начала странствовать. Как беспаспортная была арестована за бродяжничество и сослана в Томск, где начала юродствовать.
Домна не имела постоянного жилья, часто ночевала на улице, носила с собой мешки с ветошью, которые были для неё веригами. В карманах носила битые стёкла, камни, щепки, опилки, кусочки сахара - всё это она раздавала людям, вкладывая в подарок иносказательный смысл. В церкви на службах она переходила с места на место, переставляла и гасила свечи, а некоторые снимала и складывала в свои мешки. Очень любила собак, которых прикармливала и они ходили за ней стаей. читать далее
Антоний Монкин Антоний Алексеевич Монкин (1730?-1851), юродивый Задонский
Род. в семье крепостных крестьян. Отец умер рано, мать повторно вышла замуж; отчим жестоко относился к пасынку и после смерти матери выгнал из дома. Поначалу Антоний жил у племянника, часто надолго уходил в лес, возвращаясь из своего уединения в Задонский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастырь, вскоре принял подвиг юродства... читать дальше
Феофил Горенковский Феофил (Горенковский) (1781 - 1853) - иеросхимонах Киево-Печерской лавры
Блаженный Феофил (в миру Фома Горенковский) родился на Киевщине, в Махновке, в семье священника. Он был одним из близнецов.
Ребёнок с самого рождения не принимал материнского молока и вообще молочной пищи. Изумлённая мать кормила младенца картофельной жижей и разваренной репой с морковью.
Из-за этого мать сначала охладела к малышу, а вскоре и возненавидела. И настолько, что не раз пыталась погубить мальчика.
Трижды служанка по её повелению пыталась утопить его, и трижды Господь выносил младенчика на берег.
Тогда мать своими руками бросила дитя под мельничное колесо, но мелящие жернова остановились, удерживая сильный напор воды.
Едва прибежавший на необычный шум воды мельник вытащил дитя, как жернова вновь пришли в движение.
Об ожесточении матери узнал её муж-священник, но ничего с женой поделать не мог. Тогда он отдал младенца на воспитание сердобольной женщине... читать далее
Данииил Коломенский Даниил Коломенский († 1884) - коломенский юродивый
В августе 1884 года жители города Коломны провожали в последний путь своего любимого блаженного Даниила, более 40 лет подвизавшегося в подвиге юродства.
Жители Коломны, всегда отличавшиеся благочестием, излили свою любовь к почившему редким единодушием: знатные и простые, духовенство и миряне, богатые и бедные, старые и молодые пришли проститься с нищим, которому долгие годы они подавали милостыню.
Со слезами на глазах они сначала собрались во дворе больницы, где он почил, затем в храме, где его отпевали, а потом, несмотря на дождливую погоду, прошли к месту его последнего упокоения.
Позаботились они и о том, чтобы узнали о нем и другие, и, чтобы сохранилась о нем память для потомков, поместили в газете небольшую статью, которую мы приводим ниже. читать далее
Асенефа (Клементьева Раиса Михайловна) (1802 - 1892)
Летом 1816 г. поступила в Горицкий монастырь. Ревностно исполняла различные послушания: писала иконы, пела и читала в церкви, ежедневно приносила до 40 ушатов воды, поднимаясь в гору по крутому берегу р. Шексны, несла суровый пост, не вкушая пищи иногда в течение 12 дней... читать дальше
Асенефа (Меньшуткина Ольга) (1811 - 1877),
... В 2 года была парализована, в 1825 г. привезена родными в Горицкий мон-рь. Жизнь А. проходила в непрекращавшихся телесных страданиях: она могла существовать только лежа, привязанная к короткой деревянной скамье, и даже в этом положении испытывала сильные боли, к-рые переносила с терпением и радостью. Владея одной рукой, она научилась делать коробочки и украшать иконы фольгой и бусами. Сподобилась дара прозорливости... читать далее
Паисий Киевский (Печерский) Паисий Киевский (1821 - 1893) - преподобный из Киево-Печерской лавры
Блаженный Паисий (в миру Прокопий Григорьевич Яроцкий) родился в 1821 году в городе Лубны Полтавской губернии в многодетной семье мещан. Его мать была глубоко верующей и благочестивой женщиной, и всех своих детей воспитала в благочестии и чистоте. Особенно она любила принимать и покоить странников и богомольцев.
В 16 лет его приняли в Киево-Печерскую Лавру на временное послушание. В этом неопределенном положении он пребывал около трех лет, поскольку долго не мог собрать нужных бумаг: требовалось письменное согласие матери, братьев, увольнение от Луганского мещанского общества, утвержденного Полтавской казенной палатой... читать далее
Мария Дивеевская блаженная Мария Дивеевская († 1931 г. в возрасте около 70 лет)
Блаженная Мария (Мария Захаровна Федина) родилась в селе Голеткове Елатомского р-на Тамбовской губернии в крестьянской семье. С детства Мария любила уединение и молитву. Отец Марии умер, когда ей исполнилось тринадцать лет, через год умерла и её мать Пелагея. Осиротев в 14 лет, она скиталась между Дивеевом и Саровом голодная, полунагая, позже поселилась в Дивеевском монастыре.
Блаженная Прасковья Ивановна Саровская, предчувствуя кончину, говорила: «Я ещё сижу за станом, а другая уже снуёт, она ещё ходит, а потом сядет». В день смерти блаженной Параскевы Саровской, монахини выгнали блаженную Марию из монастыря, раздосадованные её странностями... читать далее
Паша Саровская Паша Саровская (Параскева Ивановна) 1795-1915
В миру была крепостной крестьянкой, скромной, трудолюбивой, рано овдовевшей. Будучи несправедливо обвиненной своими хозяевами в краже, подверглась тяжким испытаниям, после чего бежала в Киев, где скрывалась у старцев. Дважды по заявлению помещика ее находили, заключали в острог, а затем эпатировали обратно в поместье. Однако вследствие испытанных ею страданий и несправедливости и благодаря общению с киевскими подвижниками в ней произошла внутренняя перемена. Несомненно, духовные отцы благословили ее на юродство ради Христа, и она приняла в Киеве тайный постриг с именем Параскева и стала называть себя Пашей. Многие годы скиталась, юродствуя, до переселения в Саровский лес... читать далее
Пелагия Дивеевская (Серебрянникова) 1809-1884
Родилась Пелагия Ивановна в 1809 г. в Арзамасе, росла в доме сурового отчима. По рассказам матери, она с детства отличалась странностями, и мать поскорее постаралась выдать замуж "дурочку". Два сына и дочь Пелагии Ивановны умерли в младенчестве. Когда молодые супруги побывали у преп. Серафима в Сарове, он долго беседовал с Пелагией, дал ей четки и сказал: "Иди, матушка, немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру". После этого она с каждым днем как будто все более стала терять рассудок: стала бегать по улицам Арзамаса, безобразно крича, а ночью молилась на паперти церкви. Муж не понимал ее подвига, бил ее и издевался, приковывал на цепь... читать далее
Алексий Бушев (? - 1880)
Образ его был запечатлен вологодским писателем А. В. Кругловым в очерке «На ниве жизни». Алексий был высокого роста, полный, с большой бородой; одевался в пестрый халат, шею и голову подвязывал платком, ноги его были изранены, т. к. ходил он без обуви, лишь в обмотках из тряпок... читать дальше
Миша-Самуил Миша-Самуил (1848-1907)
Миша-Самуил (настоящее имя Михаил Васильевич Лазарев) - переславский юродивый, почитается в православии как местночтимый святой Ярославской епархии.
Михаил Васильевич Лазарев родился в семье крестьянина села Ям, находящегося близ Переславля. Имя "Самуил" добавлено народом как монашествующему лицу, за его строгую девственную жизнь, после смерти Самуила, иеромонаха Никольского монастыря.
С детства Миша принял на себя юродство. Восьмилетним отроком он предсказал мор на людях в своём селе, и крестьяне потребовали выгнать его. Его приютил в своей келье иеромонах Никольского монастыря Самуил, который стал духовным отцом мальчика... читать далее
Афанасий Андреевич Сайко Сайко, Афанасий Андреевич (1887-1967) - орловский старец, юродствовавший в середине XX века
Афанасий Андреевич Сайко (янв. 1887, с. Даничев Ровенского у. Волынской губ.- 5.05.1967, ст. Снежетьская Брянской обл.), юродивый. Отец А., отставной военный, служил управляющим имением, затем вахмистром, был убит в 1914 г., мать умерла в 1899 г. В семье кроме Афанасия было 2 брата и 5 сестер, одна из к-рых приняла монашество. Афанасий окончил школу солдатских детей Уланского Его Императорского Величества полка в Варшаве, затем Варшавскую консерваторию. После завершения образования А. стал пехотинцем ополчения и, вероятно в русско-япон. войну, чудесным образом спасся от гибели. В 1910-1912 гг. А. служил стражником при канцелярии исправника в Луцком уездном управлении, в 1913-1915 гг.- писцом в Прилуках, в 1916 г.- помощником нотариуса в Сумах, в 1917 г.- нотариальным клерком в Ровно. читать далее
Алексей Ворошин Алексий Елнадский (Ворошин) (1886-1937)
Родился в семье благочестивых крестьян Иоанна и Евдокии. В начале ХХ в. А. поступил в Кривоезерскую Троицкую пустошь близ Юрьевца, где около года был послушником. Вернувшись домой, с помощью отца поставил на огороде келью и все свободное время отдавал молитве. В марте 1917 г. Крестьяне дер. Каурчихи избрали А. председателем сельского совета. Через год в село приехал председатель, назначенный уездными властями Юрьевца и А., уединившись в своей келье, стал подвизаться в строгом посте и молитве. В 1928 г. А. принял подвиг юродства... далее
Матрона Московская Матрона Московская (Матрена Дмитриевна Никонова) (1881-1952)
Матрона Дмитриевна Никонова родилась в крестьянской семье в 1885 году. Она была 4 ребёнком, её особенный дар проявлялся уже с самого детства. Ещё до появления Матроны на свет родители решили оставить её в приюте: они были немолоды и с трудом воспитывали 3 детей. Надо было поднимать на ноги сыновей и младшенькую Машу. Но матери приснился вещий сон, в котором ещё не родившаяся дочь предстала в виде чудесной белой птицы с закрытыми глазами. Это был особый знак. далее
Екатерина Вышгородская Екатерина Вышгородская (1929-1997)
Екатерина Вышгородская родилась в 1929 году в крестьянской семье Трофима и Анны Моленко в селе Петривцы под Киевом. Кроме дочери Екатерины у Трофима и Анны был еще сын Феодосий.
Летом 1943 года Екатерина, будучи 13-ти лет отроду, в течение 40 дней была в состоянии, которое очевидцы описывали как "сон". Единственное, что указывало на то, что она все еще жива, была испарина на подносимом к ее рту зеркальце. Оккупационные немецкие власти привлекли для медицинского освидетельствования Екатерины профессора медицинских наук, проживавшего в Киеве, имя которого не сохранилось. Так как спящая отроковица уже продолжительное время ничего не ела и не пила, он назначил ей зондовое питание. Но Катя так плотно сжимала зубы, что покормить ее во время сна никому не удалось. И после пробуждения блаженная в течение нескольких дней ничего не ела. Мать спрашивала дочку о том, что она видела во время ее 40-дневного "сна", и Екатерина отвечала, что видела многое: райские обители и преисподню, но ничего рассказывать об этом не будет. читать далее



дополнительно:

ЮРОДСТВО КАК ФЕНОМЕН МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (проект Центра Религиоведческих Исследований "Этна" 2004-2012) - (http://jurodstvo.upelsinka.com/)

КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИ - (http://rf-history.narod.ru/869.html)

«Безумие» во имя правды и любви - (http://www.diveevo.ru/2/0/8/2016.html)

“Юродство Христа ради”, Наумов Роман Анатольевич - (http://www.vernost.ru/jurodivyj.htm)

Иванов С. А. "Византийское юродство" - (http://ec-dejavu.ru/j/Jurod_Ivanov.html)

Страница обновлена 10 декабря 2013 г.
на стартовую страницу журнала содержание этого номера все авторы и их публикации в "Идиоте"